Рейтинг:   / 515
ПлохоОтлично 


 

Термин «юзабилити» прочно вошел в обиход владельцев и разработчиков сайтов. Но многие до сих пор не до конца корректно понимают его значение. Официальное определение термина звучит вот так: юзабилити – степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью. Не понятно?

Попробуем объяснить проще: юзабилити это степень пригодности, например, веб-сайта к использованию вашими потенциальными клиентами.
Считается, что чем удобнее сайт (то есть чем выше его юзабилити), тем лучше его внутренние поведенческие факторы, и наоборот: чем сайт более неудобный, тем они хуже.

•    лояльные пользователи (возвраты);
•    время, проведенное на сайте;
•    отказы;
•    глубина просмотра.

Показатель отказов

Отказы – самый серьезный и значительный поведенческий фактор, с которым у многих проблемы. Чем меньше у сайта показатель отказов, тем он качественнее в глазах поисковых роботов. Нормальный показатель отказов – до 15%, но варьируется в зависимости от тематики и особенностей сайта.

В Метрике визит считается отказом, если для него одновременно выполнены следующие условия:

- за время визита зафиксировано не более одного просмотра страницы;
- продолжительность визита меньше заданного для расчета отказов времени (по умолчанию 15 секунд, изменяется в настройках счетчика).

Как можно снизить отказы с помощью небольших улучшений юзабилити?

Сделать первый экран посадочной страницы более информативным. Проверить, что с первого экрана (до прокрутки) понятна тематика. Желательно тестировать первый экран на небольших мониторах, например, 1366 × 768 px.

Если посетитель не поймет в первые пару секунд, о чем страница, на которую он попал, то он может сразу уйти, то есть будет отказ. Пример неинформативного первого экрана – нельзя догадаться, для чего предназначен данный сайт.

Неинформативный первый экран Главной страницы – не понятно, чем занимается компания:

Простое решение, которое повысит информативность первого экрана и снизит отказы – добавить теглайн, то есть краткое описание сайта рядом с логотипом.

Убрать все всплывающие окна, возникающие сразу после загрузки сайта. Посетитель только зашел на ваш сайт, не успел толком понять где он, а вы его сразу же атакуете всплывающим окном со ссылкой/подпиской и прочим?
Скорее всего, вы получите за это высокий показатель отказов.

Сюда же относятся излишне агрессивные сервисы по заказу обратного звонка. Например, посетитель на сайте всего 13 секунд, а ему перекрывают контент окном «Вы нашли, что искали?». Количество сторонних сервисов сбора лидов не должно быть более одного, иначе сайт превратится в «мусорку».

Навязчивые консультанты и сервисы обратного звонка засоряют сайт:

Глубина просмотра

Глубина просмотра – это количество просмотров страниц сайта в рамках одного визита. Является отношением общего числа просмотров страниц к общему числу визитов за отчетный период.

Этот поведенческий фактор характеризует не только заинтересованность посетителей в контенте, но и качество навигации и перелинковки. Чем выше глубина просмотра, тем лучше сделана перелинковка. Глубина просмотра для разных посадочных страниц разная. На тех, с которых глубина просмотра ниже средней, нужно активнее делать перелинковку. В отчете «Содержание → Страницы входа» смотрим график по глубине просмотра для посадочных страниц и находим страницы с низкой глубиной и смотрим, на что с них можно сделать ссылки.

Как можно повысить глубину просмотра с помощью небольших улучшений юзабилити?

Сделать логичную и наглядную навигацию по сайту. Не стоит делать много пунктов в главном меню сайта, от них глаза разбегаются и сложно что-либо выбрать. Группировать и называть пункты меню стоит логично, чтобы пользователь легко смог понять, что скрывается за каждым пунктом меню. Например, плохие названия для пунктов меню: «Информация», «Для вас» – совсем не понятно, что в них может быть. Контактная информация должна быть в разделе Контакты, а не где-то еще. Чем логичнее названы разделы, тем проще и непринужденнее посетители будет переходить на нужные им страницы, улучшая вам глубину просмотра.

Расставить ссылки на основные услуги/товары. Можно, например, прямо в тексте сделать ссылки на основные услуги, тогда посетители сразу будут переходить в нужную услугу, а не искать её по всему сайту. Важно, чтобы ссылки были оформлены наглядно, иначе посетители могут их и не заметить. Например, переписывая текст, копирайтеры расставили ссылки на основные услуги, и глубина просмотра с 1,4 возросла до 2 страниц. Ну а отказы сократились с 40% до 20%.

Время на сайте

Время на сайте вычисляется как разница по времени между первым и последним событием в визите (к событиям относятся просмотры страниц, переходы по внешним ссылкам, скачивания файлов и достижения целей). Для поисковых роботов все просто: чем больше время на сайте, тем лучше. Считается, что чем дольше посетитель задерживается на вашем сайте, тем сайт интереснее, а значит релевантнее его запросам.

Нормальный показатель времени на сайте – более 1 минуты, но варьируется в зависимости от назначения сайта. Например, если это контентный проект, то чем больше время, тем вовлеченнее посетители изучают контент. Для интернет-магазинов время нужно для совершения заказа, то есть должно быть не менее 1-2 минут, а то и более. Выбор товара на сайте часто занимает много времени.

Как можно повысить время на сайте с помощью небольших улучшений?

Писать интересные и уникальные тексты. Важен текст на Главной – он дает понимание того, чему вообще посвящен сайт и чем может быть полезен. Ну и поисковым роботам текст на Главной нужен не меньше, чем посетителям сайта.

Также важны тексты описания товаров/услуг, читая которые, хоть и по диагонали, посетитель тратит время, а значит улучшает показатель «время на сайте». Если тексты будут полезные и хорошо отформатированные, то посетители будут изучать их еще дольше. Для товаров вроде духов можно делать более эмоциональные описания.

Добавить изображения/видео туда, где они будут, что называется, «в тему», то есть помогут рассказать о чем-то более подробно, наглядно. Например, для выбора товара будет полезен видео-ролик о его использовании. На сайте нового жилого комплекса будет полезна 3D-экскурсия.

Ну и фотографий никто не отменял. Создание видео-роликов и 3D-экскурсий может оказаться затратным, а сделать качественные фотографии стоит в разы дешевле. При этом посетители не менее охотно их просматривают. Такой контент способен в разы увеличить время пребывания посетителей на сайте.

На пути к улучшению поведенческих факторов:

Чтобы улучшить поведенческие факторы, нужно работать над сайтом.

Для сокращения процента отказов нужно: делать более информативные первые экраны, избавляться от докучающих всплывающих окон, показывать главную информацию повыше.

Для увеличения глубины просмотра нужно работать с перелинковкой: расставлять подходящие по смыслу ссылки, добавлять хлебные крошки.

Чтобы увеличить время на сайте, нужно работать прежде всего над контентом сайта.

При этом стоит понимать, что всё взаимосвязано, и проводя доработки, например, для снижения отказов, можно легко получить улучшения и по другим поведенческим факторам.


Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных програмистов и SEO профессионалов, отрицающих грабительский подход большинства фирм, работающих в этой области, не гарантирующих ничего за очень дорого.

Свяжитесь с нами